Сетевые операционные системы

       

Битва Microsoft - IBM на рынке настольных ОС


Когда бета-тестеры получили Chicago, первую публичную версию Windows 95, те, кто уже использовал OS/2, отметили чрезвычайную схожесть двух систем. Например, обе начинают работу с показа красивой заставки, а затем приглашают пользователя к работе за вместительным рабочим столом; обе системы рассматривают иконки и программы как объекты; обе используют правую кнопку мыши для управления поведением объектов; обе используют более 20 дискет для инсталляции. Пользовательский интерфейс обеих систем имеет одинаковый уровень изощренности, требования к аппаратным ресурсам компьютера похожи, и они обе основаны на использовании одинакового набора лежащих в основе системы технологий. Эти технологии включают многозадачность и многонитевость, способность выполнять DOS-программы с помощью виртуальных машин процессоров Intel 80x86, полную 32-х битную организацию.

И это не случайность. С тех пор, как IBM выпустила версию 2.0 OS/2, а Microsoft решила позиционировать Windows NT как корпоративную ОС, стала ясно видна важная брешь в линии операционных систем Microsoft, которую и заполнила IBM. Попытки Microsoft выдвинуть Windows 3.1 на ту же роль наиболее развитой ОС для настольных систем, что и OS/2, имели ограниченный успех. Аналитики считают, что корпорация Microsoft действительно хотела, чтобы Windows NT заняла на рынке то же место, что и OS/2, но OS/2 уже заняла его к тому времени, когда вышла Windows NT.

В результате Microsoft стала нести потери в объемах продаж, и, что более важно, терять твердую почву для своих операционных систем. Когда стало ясно, что Windows NT вряд ли в полной мере станет лидером настольных ОС высшего класса, маркетинговая машина Microsoft стала меньше говорить о возможностях Windows NT и начала говорить о возможностях Windows 95. Ясно, что IBM и OS/2 оказали значительное влияние на стратегию Microsoft в области операционных систем.

IBM, в свою очередь, постоянно создает здоровую конкуренцию для линии Windows. Windows 95 не сравнима с OS/2 2.2. Скорее конкурировать будут Windows 95 и OS/2 Warp 3/0.
Warp - это выстрел с дальним прицелом, направленный на вытеснение Windows. И, хотя Warp имеет некоторые исходные преимущества и как система выглядит "лучше", Windows по прежнему является надежным выбором.

Имена операционных систем могут измениться, но равновесие в битве IBM/Microsoft останется тем же. Через два года Microsoft и IBM смогут обмениваться аналогичными выстрелами в сражении Cairo - OS/2 вместо Windows 95 - Warp.

Существуют две причины - фактическая и эмоциональная - которые мешают установлению перемирия между этими двумя компаниями:

  • Фактически, IBM была в этой области первой. OS/2 превратилась в работающий продукт со свей версией 2.0 в 1992 году. С этого времени она стала многозадачной, многонитевой системой с удобным объектно-ориентированным интерфейсом. Усилия по развитию OS/2 были неторопливыми и постоянными, и система получала похвалы и поддержку на всем пути своего развития. Однако Windows по прежнему держала наибольшую долю рынка. Преимущества OS/2 были не всесторонними, и, несмотря на усилия технических и маркетинговых специалистов IBM, система не стала вполне совершенной.

    В отношении управления системой, с OS/2 работать не проще, чем с Windows. Конфликты с аппаратной и программной совместимостью могут по прежнему вызывать проблемы, и их решение не выглядит универсальным и интуитивным.

  • Эмоционально, IBM чувствует себя "преданной" Microsoft, которая сбежала из рядов разработчиков OS/2. Это не совсем справедливо по отношению к Microsoft, так как компания вправе вкладывать свои капиталы с ту сферу деятельности, которая по ее мнению принесет наибольшую прибыль. Хотя Microsoft могла бы вести себя более тактично и продолжать партнерство по OS/2.

    Хотя сейчас IBM далеко не та компания, какою она была в те далекие дни, когда она доминировала на рынке персональных компьютеров, ей тоже не хватает такта. Эта компания была первой так долго, что она не умеет выступать на вторых ролях. Первоначальная стратегия игнорирования общественных потребностей и навязывания дорогих, но не всегда обоснованных решений, быстро потерпела неудачу.С появлением клонов персональных компьютеров отпала необходимость платить больше только за марку IBM. Поэтому с момента появления версии OS/2 2.0 IBM изменила свою стратегию. Она стала играть по тем же правилам, по которым играют остальные компании.


    Содержание раздела